НАШИ УСЛУГИ
Ставка на молоко14.11.2016

На белорусском молочном рынке все еще можно отыскать свободные ниши. Пока в них господствует импорт, но отечественным предприятиям вполне по силам взять реванш.

Молочная отрасль является важной составляющей пищевой промышленности. Страна обладает значимым производственным потенциалом, который позволяет перерабатывать более 7 млн т молока в год.

В последние годы наблюдается планомерный рост сырьевой базы: в 2015-м производство сырого молока увеличилось на 4,5 %, до 7,05 млн т, творога и творожных изделий — на 8 %, сливочного масла — на 6,5, сыров — на 7,5 %.

Весьма разнообразна структура «молочки». Так, около половины цельномолочной продукции приходится на цельное молоко, по 10—12 % — на кефир и сыры, 5 % — на сметану.

По объемам производства молока на душу населения Беларусь опережает Казахстан, Кыргызстан, Украину, Армению, Российскую Федерацию и полностью обеспечивает потребности внутреннего рынка. В прошлом году этот показатель достиг 743 кг на человека, что 2,9 раза превысило удельное потребление продукта (254 кг).

Потребность населения в молоке и молочных товарах значительная и составляет около 21 кг в месяц на человека. По данным Белстата, в 2015 году на их покупку пришлось 7,7 % суммарных потребительских расходов граждан, в том числе 7,5 % затрат жителей городов и поселков городского типа, 8,3 % — сельского населения.

Национальные производители регулярно выводят на рынок новинки, появилось большое количество молочных брендов. Еще несколько лет назад на прилавках был представлен сравнительно небольшой ассортимент, состоящий в основном из традиционных молока, кефира, сметаны и т. п.

Сегодня покупателям предложено на выбор свыше 1000 наименований продукции. В магазинах можно найти греческий йогурт, мягкие сыры (моцарелла, рикотта, маскарпоне), сыр с го­лубой плесенью «Рокфорти», безлактозное молоко, обогащенные протеином йогуртные напитки Healthy Life, готовые молочные каши, термостатные продукты… Планируется запуск в производство новых видов сыров с плесенью, таких как бри, камамбер.

В тренде

В Беларуси переработкой молока занимаются около 40 предприятий. В числе наиболее известных ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Бабушкина крынка», ОАО «Минский молочный завод № 1», ОАО «Беллакт», ОАО «Здравушка-милк», ОАО «Милкавита», ОАО «Березовский сыродельный комбинат». Несколько лет назад в отрасль пришел российский гигант «Danone-Юнимилк» с заводами в Шклове и Пружанах.

Трендом последних лет стали консолидация и укрупнение перерабатывающих предприятий. Конкуренция растет на фоне все большего насыщения национального рынка молочными продуктами, совершенствования их потребительских и органолептических свойств, увеличения сроков годности.

В Беларусь пришел глобальный тренд заботы о здоровье, который все чаще определяет выбор потребителя в пользу того или иного йогурта, сметаны, молока. Отечественные производители стараются следовать тренду и изготовлять продукты для здорового питания.

ТРЕНДОМ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ СТАЛИ УКРУПНЕНИЕ И КОНСОЛИДАЦИЯ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ. ФОТО БЕЛТАТРЕНДОМ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ СТАЛИ УКРУПНЕНИЕ И КОНСОЛИДАЦИЯ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ. ФОТО БЕЛТА

Вакансия на полке

Впрочем, несмотря на общую высокую конкуренцию, на нашем рынке все еще есть не занятые отечественными производителями ниши. Например, в Беларуси не выпускаются взбитые сливки и сливки для кофе в маленьких, порционных упаковках. Первые представлены в магазинах, как правило, европейскими брендами, во втором сегменте лидером продаж является Campina.

Растет интерес отечественных производителей к детским молочным продуктам, что вполне логично. Еще несколько лет назад на рынке из белорусского были представлены только детское молоко, кефир и творожки. Негусто было и с торговыми марками: «Депи», «Беллакт», «Веселые внучата». Сейчас на полках магазинов представлен широкий ассортимент отечественных детских йогуртов, молочных коктейлей, творожков, сырков с различными наполнителями, с сахаром и без него, бифидопродукты для детей от трех недель.

Однако в данном сегменте все еще велика доля производителей из РФ. Сильны позиции российских марок детского молочного питания, таких как «Агуша», «Растишка», «Тёма».

Борьба маркетологов

Растет маркетинговая активность: компании проводят ребрендинги, принимают участие в различных мероприятиях, выставках, конференциях. Появились интересные рекламные акции (например, компания «Беллакт» скооперировалась с интернет-магазином Lamoda, ИООО «ДанонБел» организовало клуб «Наше Простоквашино»). Сильные маркетинговые стратегии помогают предприятиям увеличить количество потребителей своей продукции.

Глобальная игра

Молокопродукты имеют большой удельный вес в структуре экспорта продовольствия как по объемам, так и в стоимостном выражении. По данным Международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО, в 2015 году доля Беларуси в общем объеме мирового экспорта молочных продуктов составила 2,4 %, а в общем объеме экспорта масла еще больше — 4,1 %.

В списке ведущих мировых экспортеров молокопродуктов (без учета торговли между странами ЕС), составляемом Международной молочной федерацией (IDF), Беларусь занимает пятую позицию в мире в сегментах твердых сыров (5,5 % мирового экспорта) и сухого обезжиренного молока (3,2 %), шестую — в сегменте сухого цельного молока (1,2 %).

География поставок отечест­венной молочной продукции расширяется и сегодня насчитывает более 50 стран. Основным покупателем является Российская Федерация, что обусловлено как географическим расположением, так и потребительскими предпочтениями.

Молочные реки все шире

Согласно государственной программе развития аграрного бизнеса Республики Беларусь на 2016—2020 годы, утвержденной постановлением Совмина от 11.03.2016 № 196, к концу пятилетки производство молока должно увеличиться на 31 %, до 9,2 млн т, цельномолочной продукции — на 39 %, сыра — на 30, масла — на 32, сухого молока — на 56 %. Предполагается как укрепление сырьевой базы (появятся новые молочно-товарные фермы), так и увеличение мощностей перерабатывающих предприятий.

Реализация планов должна содействовать дальнейшему развитию молочного рынка страны. Отечественные производители, вероятно, продолжат укреплять свои позиции, а зарубежным компаниям будет все труднее конкурировать с белорусами как на нашем, так и на других рынках.

ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ АГЕНТСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОКСАНА КОЛЛОНТАЙ