НАШИ УСЛУГИ

Статья заместителя директора АСЭР Александра Кондрашонка о бизнес-планировании в “Наша Нива”

28.04.2018

ДЕЙСТВУЕМ ПО ПЛАНУ

Проект еще не реализован, а денег уже нет. Запустили производство, но продажи не идут. Всех этих и многих других ошибок можно избежать, умело работая с бизнес-планом. В интернете есть множество руководств по его созданию. Но чтобы расчеты действительно были полезны, подходить к ним нужно с умом. На что обратить внимание и как не попасть впросак, обращаясь к сторонним разработчикам? Полезными советами поделился заместитель директора Агентства стратегического и экономического развития Александр Кондрашонок

Бизнес-план — документ нестатичный

К созданию бизнес плана нужно приступать еще на стадии идеи. Это необходимо, чтобы понять, стоит ли вовсе за нее браться. Порой проект кажется выгодным, но расчеты гово рят об обратном. И, напротив, идея, которая на первый взгляд выглядит труднореализуемой, на деле оказыва ется вполне осуществимой.
Работа над бизнес планом — не прерывный процесс, который продол жается и на старте проекта, и на эта пе запуска. Нужно вносить новые дан ные, корректировать расчеты и срав нивать с тем, что было изначально, а также проводить анализ изменений параметров. Есть параметры, которые меняют ся по независящим от предпринима теля причинам. Можно привести мас су примеров, когда проект из потен циально хорошего к моменту запуска становился не столь выгодным. Допу стим, цементные заводы. Когда их строили, был высокий спрос на це мент из России, где полным ходом шло жилищное строительство. Заво ды запустили — ситуация измени лась, и рыночный интерес снизился.

Используйте достоверные источники

Первый вопрос, который нужно за дать себе: сможешь ли ты продать свой товар или услугу? Второй — сколько денег и в какой период потре буется, где их взять? Это очень важ ный пункт. Часто бывает, что из -за неверных расчетов проект еще не реа лизован, а денег уже нет. Нередко предприниматели на этом этапе на чинают обращаться в различные ин станции за дополнительным финан сированием. Но в середине пути ис править ситуацию и получить инвес тиции уже очень трудно. Такие вопро сы нужно продумывать изначально. Тогда есть различные варианты: сни зить затраты, выбрать другое обору дование, использовать арендные пло щади и так далее. Где взять цифры, если делаете фи нансовую модель для себя?
Начнем с того, что сегодня есть множество сай тов, где можно получить данные для базовых расчетов. Чтобы добыть бо лее реальную информацию, нужно найти потенциальных конкурентов, поставщиков и запросить у них ком мерческие предложения. Что касается расчетов по персона лу: на этот счет есть большой массив статистической информации (тот же Белстат), откуда можно узнать об уровне оплаты труда в том или ином регионе. Несложно дела обстоят и с налога ми. Размеры республиканских — от числения в ФСЗН, налог на прибыль, НДС и прочие — одинаковы по всей стране, они предусмотрены Налого вым кодексом. Есть еще местные нало ги (налог на недвижимость, земельный налог), при этом местными советами депутатов устанавливаются повышаю щие либо понижающие коэффициен ты. Данную информацию можно получить в местных налоговых инспекциях либо на официальном сайте МНС. Если планируете покупать импорт ное оборудование или сырье, нужно рассчитать таможенные платежи. Это уже несколько сложнее: есть различ ные пошлины на тот или иной товар или оборудование. Чтобы получить наиболее точную информацию, следу ет отправить запрос в таможенные органы. В целом, если знать алгоритм дей ствий, за неделю -полторы можно со брать массив информации, чтобы просчитать свой бизнес.

Главное — не произвести, а продать

Малому и среднему бизнесу неред ко приходится прибегать к дополни тельному финансированию. Для рас смотрения вопроса о финансирова нии проекта банками и инвесторами обязательно разрабатывается бизнес план. Сегодня требования банков и инвесторов к его проработке стали значительно жестче, нежели были 5 7 лет назад. С этим нужно считаться. На что обратить внимание? Первое: важно продукцию не толь ко произвести, но и удачно продать. Качественное маркетинговое исследо вание, которое является частью биз нес плана, имеет первостепенное зна чение. Из -за формальных подходов были случаи, когда производство за пустили, а рынка сбыта нет. Поэтому проработка этого вопроса должна быть очень тщательной — нужно от разить не только объем рынка, но и провести подробный ценовой анализ, определить качественные параметры товара, которые важны для целевого потребителя, и скорректировать план производства под конкретные рыноч ные потребности и так далее. Второе: выбор площадки и налого вых преференций. Сегодня у нас со зданы весьма прогрессивные по срав нению с соседними странами условия для ведения бизнеса, и очень важно правильно ими воспользоваться. В частности, есть множество налого вых режимов, которые в большей или меньшей степени могут повысить привлекательность инвестпроекта. К примеру, Белорусско китайский ин дустриальный парк, Парк высоких технологий, свободные экономичес кие зоны. Инвесторы могут заклю чить с Республикой Беларусь инвес тиционный договор и беспошлинно ввозить импортное оборудование для создания своего производства. Есть большая господдержка при реализа ции проектов в малых городах и сель ской местности — Декрет № 6, по ко торому предприятия могут получать существенные льготы по налогу на прибыль, по налогу на недвижимость и другим. Особенно важно проработать эти вопросы, если планируете привлекать финансирование из -за рубежа: инос транный инвестор может выбрать площадку в Литве, России или любой другой точке планеты. Ему нужно понимать, в чем преимущество Бела руси.

Грамотно выбирайте разработчика

Нужно понимать, что лучше вас са мих в вашем бизнесе никто не сможет разобраться. Отсюда и вывод: луч ший разработчик бизнес плана — вы сами. Проблема лишь в том, что но вички зачастую не владеют необходи мым инструментарием, чтобы оце нить свой проект. Тогда на помощь приходят консалтинговые фирмы и агентства. Но нужно это не всем: если бизнес небольшой, вы хорошо в нем разбираетесь и не планируете привле кать внешнее финансирование, луч ше и проще составить бизнес план самостоятельно. Если вы все же решили прибегнуть к услугам разработчиков, прежде чем сделать заказ, обязательно пообщай тесь с потенциальным подрядчиком. Причем лучше провести личную встре чу в офисе компании с командой раз работчиков вашего проекта. Нередко встречаются фирмы, где такие специа листы работают на аутсорсинге, и это могут быть преподаватели вузов, а то и вовсе студенты. В таком случае не ис ключены проблемы с коммуникацией и качеством бизнес плана.

Изучите каждую цифру

Есть несколько проблем, с которы ми может столкнуться бизнесмен при заказе бизнес плана. Во первых, не качественная подготовка исходной информации, в результате чего расче ты получаются оторванными от реальности. Последствия могут быть пе чальны, так что этому моменту лучше уделить особое внимание. Во вторых, нечеткое следование нормативам. У нас есть нормативные требования к разработке бизнес планов, которые описаны в постановле нии Минэкономики № 158. Их соблю дение важно для документов, которые будут направляться в госорганы, ин весторам, банкам. Тем, кто хочет по лучить финансирование из за рубе жа, нужно учитывать и международ ные требования. В третьих, отсутствие разъясне ний. Важно, чтобы специалисты кон салтинговой компании работали над вашим проектом на всех этапах. Под готовленный документ — лишь нача ло работы. Дальше — уточнения, по дробная презентация с разъяснением каждой цифры и указанием, на основании чего она формировалась, со вместное моделирование, оптимиза ция затратной и доходной части. Ког да конечный продукт на руках, вы должны понимать, что получили и как все просчитывалось. Все цифры, параметры, тезисы должны быть по нятны и прозрачны.

НАРОДНАЯ ГАЗЕТА № 16 | 20 красавіка 2018 г Валерия Гаврушева