НАШИ УСЛУГИ
Обвал обувного производства
30.01.2017

Выпуск обуви в Беларуси резко сократился на фоне подавленного покупательского спроса и агрессивного наступления импорта.

По данным Белстата, в 2016 году в стране было произведено 8,8 млн пар обуви, что на 17 % меньше, чем в 2015-м, и в два раза — чем в 2010-м.

В Беларуси более двадцати производителей обуви различного назначения (модельной, повседневной, специальной (рабочей, военной, туристической, охот­ничьей) и др.) и из разных материалов (натуральной и искусственной кожи, текстиля и проч.). Налажено валяльно-войлочное производство, освоен выпуск уникальной обуви из льна.

В числе ведущих предприятий — СП ООО «Марко», ОАО «Луч», СООО «Белвест», ЗАО «Сивельга», ОАО «Красный Октябрь», ЗАО «Отико», ОАО «Гродненская обувная фабрика «Сивельга». Все эти компании входят в состав концерна «Беллегпром».
Одной из отраслевых особенностей стало создание холдингов. Так, «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко» объединяет трех производителей: ООО «Управляющая компания холдинга «Белорусская кожевенно-­обувная компания «Марко», СООО «Сан Марко», ОАО «Красный Октябрь». В состав холдинга «Обувь-«Луч» входят четыре предприятия: МО ОАО «Луч» — управляющая компания холдинга «Обувь-«Луч», ЗАО СП «Отико», ЗАО «Сивельга» и СООО «Чевляр». Кроме того, под крышей отраслевых холдингов оказались некоторые предприятия вспомогательного производства и социальной инфраструктуры.

Однако ни активная модернизация многих обувных фабрик, проведенная в последние годы, ни попытки государства стабилизировать работу отрасли путем объединения активов в холдинги не уберегли производственные показатели от обвала. С одной стороны, сказалось сжатие внутреннего рынка обуви, по экспертным оценкам, примерно на 40 % за три года. (Негативными факторами стали снижение покупательной способности населения и уменьшение доли расходов на обувь в общем объеме потребительских расходов домашних хозяйств. В 2015 году последний показатель составил 8,3 %.) С другой — белорусские товары уступили часть рынка агрессивно наступающему импорту. Примечательно, что даже в условиях подавленного спроса ввоз обуви в страну за 11 месяцев 2016 года не сократился, а увеличился на 9,8 %, до 14 млн пар.

Относительно благополучно ситуация выглядит в разрезе средних и крупных организаций торговли, которые в прошлом году увеличили объемы реализации обуви на 8,5 %, до 507,1 млн руб. Темп роста продаж несколько отстал от темпа инфляции, что свидетельствовало о незначительном сокращении реального сбыта. К тому же доля отечественной обуви в объемах реализации осталась относительно высокой — 52,8 %, в том числе кожаной — 64,2 %.

Большим белым пятном для статистики и учета остаются ИП и микроорганизации со средней численностью работников до 15 человек. Сегодня в основном эта категория продавцов контролирует продажи на вещевых рынках, в небольших магазинах, в том числе в торговых центрах, а также через интернет-площадки. На этот канал сбыта сегодня приходится более 40 % рынка. Именно в данном сегменте больше всего потеряли белорусские обувные фабрики, уступив позиции импорту.

От падения объемов производства обувщиков не уберегли даже успехи экспортных продаж. Так, в физическом выражении поставки обуви из натуральной кожи за пределы Беларуси увеличились на треть, а обуви с верхом из текстильных материалов — в два раза.
Отрицательным остается и сальдо внешней торговли по данной группе товаров — примерно -45 млн долларов по итогам 11 месяцев 2016 года.

Отечественная обувь поставляется главным образом в Россию, то есть мы по-прежнему зависим от одного рынка сбыта. Основными поставщиками обуви в нашу страну являются Китай и РФ, при этом российские поставки в значительной мере представляют собой реэкспорт китайской продукции. Кроме того, ряд белорусских предприятий шьет модели под собственными брендами в Китае.

Калейдоскоп продаж

Каналы реализации обуви диверсифицируются и усложняются год от года. Кроме вещевых рынков, ею торгуют практически все гипермаркеты, в том числе «Корона», Green, Bigzz, а также многие супермаркеты. Впрочем, доля этих игроков на рынке пока остается небольшой.

Широкое распространение получили специализированные обувные магазины и сети. В последнее время активно открывались моно- и мультибрендовые магазины. В них представлены самые разнообразные производители обуви. Из монобрендовых можно выделить магазины ECCO, Axis, Marko, BADEN, Belwest, Rieker, RYLKO, Basconi.

Среди обувных ретейлеров широкую известность приобрели «Мегатоп» и Kari, активно работающие в экономсегменте и ориентированные прежде всего на потребителей с невысоким уровнем дохода, а также на молодежь. Много ретейлеров присутствует в сегментах средний, средний плюс и премиум: ViTo, BASTA!, SunDali, Opinions, «Рафината», «Европейская обувь», «Эконика», «K+C Немецкая обувь» и др.

Капризы покупателя

Сегодня потребитель стремится к комфорту и удобству, в том числе применительно к обуви. Он обращает внимание на каждую деталь (на наличие комфортных и качест­венных материалов, гибкой и легкой подошвы и др.), а также на красивый, стильный дизайн.
Отечественные производители стараются соответствовать этим требованиям. Однако им еще нужно основательно поработать как над дизайном обуви, так и над разнообразием модельного ряда. Например, наши производители практически не выпускают женскую обувь с узким голенищем, не так много моделей больших размеров, причем как женских, так и мужских, скудна цветовая гамма.

Внутренний рынок сегментирован по уровню дохода. В низком ценовом сегменте преобладает дешевая китайская обувь. В среднем, являющемся сегодня главным драйвером роста, присутствуют и отечественные производители (Marko, Aveneva, ALADEN), и известные зарубежные бренды вроде RYLKO, Rieker, BADEN, Badura, Hush Puppies, Marco Tozzi, Respect, ECCO, Clarks. Премиум-класс представлен сравнительно небольшим количеством брендов, среди которых LLOYD, Fabi, Baldinini, Guess, HUGO BOSS, а также белорусские Bravo и Alberto Ciccarelli.

Отметим дизайнерскую обувь Sergio Levantesi, Antonio Barbato, Alla Pugachova, Alena Akhmadullina, EVELINA KHROMTCHENKO. Есть в этом сегменте и отечественные бренды, например Studio Sutoria.

Существенную долю на внутреннем рынке имеют продавцы спортивной обуви — Adidas, Nike, Puma, Reebok, Asics и проч.

Для самых маленьких

В последнее время все возрастающее разнообразие моделей и брендов характерно для сегмента детской обуви. Данная продукция пользуется устойчивым спросом, однако наши фабрики не удовлетворяют его в должной мере. Около 18 % выпускаемой в Беларуси обуви, или 1,9 млн пар, — детская. Это значительно меньше объемов внутреннего потребления, поэтому в данном сегменте сильна импортная составляющая.

Среди отечественных брендов наиболее известны Marko, ShagoVita, «Батичелли», «Неман», CHEVLYAR, из зарубежных на слуху Superfit, «Котофей», Bartek, «ЗЕБРА», Naturino, «Антилопа», Demar. Кроме того, ортопедическая детская обувь широко представлена на рынке такими брендами, как Kemal Pafi, Minimen, «Аюрведа», «Футмастер», Woopy Orthopedic, ORTMANN и проч.

В поисках интересных ниш

Одно из направлений, на котором наши производители могли бы усилить свои позиции, — модная обувь. Цена на такую продукцию отечест­венного производства ниже, чем на европейские аналоги, при этом качество по сравнению с китайскими изделиями лучше. К тому же иностранные производители не всегда учитывают национальные особенности стопы, а также наши погодные условия, что дает белорусам шанс отвоевать нишу модной и брендовой обуви.

Пока же доля нашей продукции высока преимущественно в среднем и нижнем ценовых сегментах, а собственные сильные международные бренды отсутствуют. В том числе по этой причине остается популярным выездной шопинг. Словосочетание «польская фабричная обувь» в устах белорусов давно стало показателем качества и долговечности. Наши фабрики теряют часть потенциальных покупателей, а приобретаемая гражданами за рубежом обувь даже не учитывается статистикой. По этой причине реальные объемы импорта обуви превышают официальные показатели.

Обувщикам следует более активно осваивать новые каналы продаж, в частности Интернет. В условиях быстрого ритма жизни и постоянной занятости набирает популярность интернет-­торговля обувью, особенно среди жителей больших городов. Кто-то заказывает Clarks и Geox в американских и европейских интернет-­магазинах, кто-то приобретает обувь у популярных региональных онлайн-ретейлеров Wildberries и Lamoda. В каталогах последних можно найти и отечест­венную брендовую обувь, покупка которой, кстати, зачастую обходится дешевле, чем в фирменных магазинах производителей. Продажа через интернет-магазины в наибольшей степени подходит для товаров средней и высокой ценовых категорий.

ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ АГЕНТСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОКСАНА КОЛЛОНТАЙ