НАШИ УСЛУГИ
Инвестиционная привлекательность сельхозпроизводства и туризма в Беларуси 24.10.2016

Директор департамента консалтинга Агентства стратегического и экономического развития Александр Кондрашонок дал комментарий журналу "Директор" по вопросу инвестиционной привлекательности сельхозпроизводства и туризма в Беларуси.

Казалось бы, в Беларуси множество прекрасных природных уголков, созданных для размещения туристических объектов. Но в последнее время все чаще появляются сообщения об организации в этих районах сельскохозяйственных и перерабатывающих производств. Так, еще недавно планировалось возведение молочно-товарной фермы на 1 800 голов возле агрогородка Нарочь, реализуется проект строительства осетровой фермы на озере Рудаково - для этого будут проводить каналы, что может нарушить гидрологический режим водоема. И подобных примеров немало.

Почему госорганы дают добро на размещение таких производств? Неужели нет инвесторов, готовых вкладывать средства в развитие туристической инфраструктуры, а не в строительство коровников?

По мнению Александра Кондрашонка, это объясняется тем, что в Беларуси туризм и сельское хозяйство пока развиты непропорционально. «Если объем производства и экспорта сельскохозяйственной продукции ежегодно растет, то в туризме подобной динамики не наблюдается, - отметил он. - В 2015 г. Беларусь экспортировала сельхозпродукции по стоимости в 15 раз больше, чем туристических услуг: 2,3 млрд и 150 млн долл. соответственно».

Экспорт отечественной «молочки» в прошлом году составил 1,6 млрд долл. На долю Беларуси приходятся 4-5% мировой торговли молоком и молочными продуктами. Значительные инвестиции в отрасль на протяжении последних 10-15 лет позволили создать современные высокотехнологичные животноводческие комплексы и провести модернизацию перерабатывающих предприятий (молочных заводов, мясокомбинатов). При этом сельскому хозяйству оказывается значительная господдержка в виде льготных кредитов, субсидий и т.д. «Поэтому сегодня в стране проще создавать и развивать сельскохозяйственное производство, для этого имеются ресурсы, есть инфраструктура, налажены рынки сбыта продукции», - объяснил эксперт.

Возможно, потенциальных инвесторов также привлекает более высокая доходность сельскохозяйственных объектов. Правильная организация аграрного бизнеса - весьма рентабельный вид деятельности, несмотря на то что многие сельхозпредприятия страны убыточны. И хотя успешные проекты в этой сфере довольно дорогостоящие (некоторые оцениваются в 20 и более млн долл.), затраты быстро окупаются.

«Нормальный уровень рентабельности продаж продукции молочно-товарного комплекса - 20%, птицеводческого комплекса - 30-35%», - пояснил А. Кондрашонок. Туристические проекты, например, объекты агроэкотуризма, не обладают высокой рентабельностью в принципе, потолок в этом бизнесе - 5-10%. Но при этом и реализовать проект в туризме проще, он не потребует значительных инвестиций, как в сельхозпроизводстве».